Вы здесь

Главная » Как стать главным бухгалтером

Уровень главного.

Посмотрим, поэтому, более подробно, что должен знать и уметь главный бухгалтер? Верхней границы здесь, естественно, нет. Более того, в условиях России, когда налоговое законодательство движется замысловатыми и во многом непредсказуемыми зигзагами, он должен иметь совершенно определенную установку на постоянное и непрерывное самообразование. Эта потребность в самообразовании активно используется самыми разными участниками рынка образовательных услуг, и прежде всего, региональными отделениями Института профессиональных бухгалтеров. Конечно, и звание профессионального бухгалтера или аудитора, и ученая степень по экономическим наукам, никогда не мешают бухгалтерской карьере, а в ряде случаев являются ее необходимыми этапами.

Однако есть и некий минимальный уровень, преимущественно, практических навыков, абсолютно необходимый любому главному бухгалтеру. Естественно, необходимо минимальное представление о теории бухгалтерского учета. И чаще всего, именно этой теории в различных проявлениях посвящено основное время в образовательных программах. Но скажите пожалуйста, может выпускник экономического ВУЗа претендовать на приличную зарплату, если он путает счет на оплату и счет-фактуру? А это бывает, и нередко, в том числе, и у отличников. Почему так происходит? Разве на занятиях по бухгалтерскому учету не рассматривают практические задачи?

На мой взгляд, у этого явления есть достаточно глубокие причины. Дело в том, что бухгалтерский учет - это одна из немногих больших информационных систем, которая сложилась и получила достаточно серьезное развитие в докомпьютерную эпоху. Неудивительно, поэтому, что с появлением компьютеров эта система естественно и органично вписалась в современные информационные технологии.

То, что эта система большая, наложило существенный отпечаток на образование будущих главных бухгалтеров. Дело в том, что минимальная практическая задача, в которой хоть как-то могут проявиться функции главного бухгалтера, должна включать в себя весь бухгалтерский учет предприятия в течение налогового периода. А чтобы такую задачу реализовать, нужно, при ручном моделировании учета, не менее 100 учебных часов. Далеко не во всех ВУЗах экономического профиля такая задача решалась, а если и решалась, то только один раз. Поэтому, до последнего времени, считалось достаточно очевидным, хотя и не провозглашалось особенно громко, что подготовить полноценного главного бухгалтера в ВУЗе невозможно.

По сути дела, такая возможность появилась только в результате внедрения в учебный процесс компьютерных технологий и программных продуктов, уровень надежности которых превышает минимально допустимый для учебного процесса. Помнится, лет 10-15 назад появился клип, в котором преподаватель стремительно бегает между компьютерами, на каждом что-то нажимает, а ученики поют песню про персональный компьютер. Так что, по большому счету, в учебном процессе можно применять только те программы, для обслуживания которых преподавателю нет необходимости подходить к конкретному компьютеру.

Вообще, программный продукт для обучения главных бухгалтеров - это очень непростой вопрос. С одной стороны, он нужен совсем не для того, чтобы научить технологиям работы с конкретной программой. С его помощью впервые появилась возможность по-настоящему учить классической бухгалтерии. А значит, технологии использования должны быть максимально приближены к реальному документообороту. С другой стороны, адаптация его к рассматриваемым в учебном процессе ситуациям не должна требовать участия профессионального программиста. В своей книге [1] я использовал деление программных продуктов на параметрически настраиваемые и настраиваемые программно. Так вот, по моему мнению, для обучения навыкам главного бухгалтера годятся только первые.

Отдельный вопрос - на каких условиях приобретается программный продукт для обучения, как он обновляется, снабжен ли защитой от несанкционированного копирования. Дело в том, что традиционно любое обучение делится на две части. В аудитории, с преподавателем, и самостоятельно, дома. Сейчас, когда практически у каждого студента дома появился компьютер, это породило определенные требования к используемому в учебном процессе программному продукту. Условия его использования должны предполагать установку не только на компьютер в ВУЗе, но и на домашние компьютеры студентов, с возможностью переноса данных между ними.

Наиболее естественно эти вопросы решаются, когда в учебном процессе используются так называемые демонстрационные версии продукта, под которыми подразумевается вариант программного продукта, предназначенный для свободного распространения, и не снабженный механизмами защиты от несанкционированного копирования. Однако, в демонстрационных версиях обычно ограничены возможности работы, что препятствует их использованию для ведения учета в реальном предприятии. Наиболее подходящим для обучения является такая демоверсия продукта, в которой учебу вести можно, а реальный учет - нельзя. Демоверсии систем БЭСТ имеют весьма мягкие ограничения возможностей работы (не более 400 записей в основные реестры). Так что в них блокируется ведение реального учета, может быть, и не вполне, но учеба возможна совершенно полноценная. И можно беспрепятственно использовать на домашних компьютерах.

Именно по этой причине в свое время я принял в качестве базовых для учебного процесса системы БЭСТ. Конечно, в силу большой распространенности программ, объединенных товарным знаком "1С", нужно познакомиться также хотя бы с одной из них. Сейчас для этих целей из 2-3 тысяч программ этой группы мы выбрали "1С.Бухгалтерию 8". Однако следует иметь в виду, что использовать ее можно только на начальном этапе обучения главного бухгалтера, когда он еще не пытается конструировать под свои задачи план счетов. Если же элементы такого конструирования появились, чтобы реализовать их с помощью программы "1С.Бухгалтерия 8", уже нужно приглашать профессионального программиста, поскольку этот продукт принадлежит к классу настраиваемых программно. Так что при получении начального уровня навыков мы программу "1С.Бухгалтерия 8" используем, и воспроизводим модель малого предприятия сначала на БЭСТ-5, а потом на ней. А вот на втором уровне это сделать не удается, поскольку для него уже требуется специально написанная конфигурация, и там мы используем только системы БЭСТ-4+ или БЭСТ-5. Впрочем, еще раз подчеркну, что программный продукт при подготовке главного бухгалтера играет второстепенную роль. Готовить можно на любом программном продукте, если только в нем адекватно отражены бухгалтерские правила и закономерности, и чисто технические моменты эксплуатации не требуют слишком больших усилий. Поэтому специалисты, подготовленные на базе систем БЭСТ, с успехом работают практически с любой программной системой.

И все-таки, что же должен знать и уметь претендент на должность главного бухгалтера? Революционному писателю И.Бабелю приписывают фразу о том, что должен уметь современный ему (80 лет назад) молодой человек. Он должен уметь отличать: Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабель от кобеля, и кобеля от сучки. Так вот, прежде всего надо уметь отличать счет-фактуру от счета на оплату. И вообще, привыкнуть оперировать теми семью-восемью первичными документами, вокруг которых крутится 90% российского бизнеса. Это, с одной стороны, документы, сопровождающие перемещение денег, с другой – перемещение товаров или услуг. Платежные поручения, банковские выписки, приходный и расходный кассовые ордера. А также накладные, акты приемки-сдачи выполненных работ, счета-фактуры.

Чтобы получить навык оформления этих документов, а также подготовить простейшую отчетную документацию малого предприятия, я отработал семестровый учебный курс, который изложил в книге [1]. В этом курсе документооборот малого предприятия моделируется каждым слушателем отдельно на одном компьютере.

Второй семестровый курс ориентирован на работу с более сложным объектом управления – предприятием типа торгового дома, которое ведет как оптовую, так и розничную торговлю. В структуре предприятия предусмотрены оптовые склады и магазин, склад материалов, гараж, управленческие подразделения. Документооборот моделируется командой слушателей, работающих в компьютерной сети на 10 –12 рабочих мест. Один из компьютеров играет роль кассового аппарата магазина. В процессе моделирования накапливается определенный объем информации, в котором, при обычном уровне подготовки слушателей, содержится достаточно много ошибок, которые могут быть выявлены при налоговой проверке предприятия. Значительное время отводится имитации такой проверки и изучению общей методологии диагностики бухгалтерской системы предприятия.

Практика последних 10-12 лет показала, что студента, получившего навык практической бухгалтерии в рамках этих двух курсов, на работу берут. И с обязанностями упомянутых двух должностей, наиболее подходящих для начала успешной карьеры, он справляется.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.