Вы здесь

Главная » Автоматизированное управление основными бизнес-процессами малого предприятия (Пособие для молодого главбуха)

Приложение. Демонстрационные примеры

1. Микропредприятие. Файл mbz_12.7z.

   Это предприятие детально описано в книге [5]. Оно начинает деятельность «с нуля», ничего пока не имеет, кроме 10000руб. уставного капитала, внесенного на расчетный счет. В предприятии работает два человека – директор и бухгалтер. Система налогообложения общая.

   Предприятие получает от поставщика без предоплаты мебельный гарнитур по цене 59 т.р. и продает его покупателю за 118 т.р. Из полученной выручки начисляется зарплата за один месяц, уплачиваются налоги и взносы.

   Пример рассчитан на то, что читатель может легко воспроизвести его самостоятельно, используя в случае необходимости [5]. Количество операций здесь минимально, исходная информация также введена только в объеме, обеспечивающем работу программы.

   В то же время в примере задействованы все рассмотренные бизнес-процессы. С этой целью по сравнению с моделью, рассмотренной в [5], добавлена уплата аванса в 2000 руб. по магнитной топливной карте, с зачетом НДС с аванса уплаченного. Считается, что директор предприятия эксплуатирует автомобиль по договору безвозмездного использования, в январе дважды заправлялся, один раз – за наличные, второй – по магнитной карте. От эмитента карты в конце месяца получена счет-фактура и распечатка заправок. Эти операции не меняют квартальный баланс принципиально, но позволяют воспроизвести весь предложенный в книге механизм учета ГСМ.

   Поскольку демонстрационная версия программы БЭСТ-5 не позволяет закрыть месяц по зарплате, расчет зарплаты выполнен только за один месяц. Тем не менее, квартальный период закрыт, проводки по формированию финансового результата выполнены, налог на прибыль начислен.

   Сформированы: квартальный баланс, отчет о прибылях и убытках (форма 2), декларация по НДС, декларация по налогу на прибыль. Подготовлены также отчеты по зарплате – 4ФСС и РСВ-1, а также данные для пенсионного фонда в электронной форме.

2.Малое предприятие оптовой торговли. Файл mbmp_12.7z.

   Оно, так же, как и микропредприятие, торгует мебелью. Однако объем операций здесь несколько больше. На начало деятельности оно имеет автомобиль УАЗ, остаточной стоимостью 40 т.р., внесенный в качестве уставного капитала.

   У предприятия один генеральный поставщик – мебельная фабрика. Первая операция осуществляется примерно так же, как и в микропредприятии. От поставщика получен без предоплаты гарнитур стоимостью 59 т.р. и продан покупателю за 118 т.р. Сразу производится расчет с поставщиком, а через некоторое время, уже по предоплате, у него приобретается новая партия мебели. По причинам, изложенным в главе 9, правом на возмещение НДС предприятие предпочитает не пользоваться. Воспользуется им оно только один раз – при оплате топливной карты, поскольку погашение этого аванса уплаченного будет проходить достаточно долго.

   Первые продажи покупателям идут исключительно по предоплате, с точным соответствием суммы платежа и суммы поставки. Однако через некоторое время ЭАО «Весна» переводит аванс в 70 т.р., который первой поставкой товара перекрывается не полностью, а вторая поставка оказывается оплаченной авансом лишь частично. Долг погашается покупателем через некоторое время. В этой ситуации хорошо видна работа механизма автоматического распознавания  аванса в составе платежа и той доли суммы реализации, которая оплачена авансом. Читатель может самостоятельно воспроизвести различные случаи отличия сумм оплаты и сумм поставки. При этом желательно вынести эти пробные операции за пределы первого квартала 2012 года, с тем, чтобы не нарушить квартальный баланс.

   Операции с ЗАО «Весна» имеют еще одну особенность. В главе 9 упоминалось, что многие предприятия, для сохранения единообразия управленческих технологий, предпочитают всегда начинать документооборот в бизнес-процессе оптовой реализации с выписки счета. При подготовке первой  накладной на реализацию это правило выдерживалось. Решение о том, какие товары будут получены по второй накладной на реализацию этому покупателю, скорее всего, принимается прямо на месте. В этом случае покупателю было бы полезно дать не просто счет на оплату товара, отпущенного по этой накладной, а некий документ, в котором фигурировала бы сумма, которую ему предстоит доплатить, с учетом непогашенной части аванса. Для малого предприятия вряд ли имеет смысл делать такого рода усложнение управленческих технологий, поэтому в примере накладная просто была выписана без формирования счета на оплату.

   В последующих продажах предприятие начинает не только продавать мебель, но и оказывать услуги по ее доставке. Иногда в этом случае услуга включается в накладную. Строго говоря, это является нарушением регламентированного в РФ документооборота. На реализацию услуги нужно оформлять отдельный документ – акт приемки-сдачи выполненных работ. В то же время, накладная и акт могут сопровождаться одной счет-фактурой. Счет на оплату также может быть один.

   В системе БЭСТ-5 нет механизма объединения счетов на оплату товаров и услуг, они формируются в разных реестрах. Да и необходимость такого механизма совсем не очевидна. Однако механизм объединения нескольких накладных и актов в одной счет-фактуре имеется, и его систематическое использование было описано в главе, посвященной ГСМ.

   Таким образом, в случае продажи мебели с доставкой покупателю, для него готовится пять документов. Счет на оплату товара и счет на оплату услуги по доставке, накладная, акт приемки-сдачи выполненных работ, счет-фактура. Формироваться они могут разными способами. Например, первым может быть сформирован счет на оплату товаров. Непосредственно из счета, по кнопке «Накладная» - накладная на реализацию товаров. Из накладной – счет-фактура, с регистрацией в книге продаж. Затем формируется счет на оплату услуг. К сожалению, непосредственно из счета сформировать акт нельзя. Нужно войти в реестр актов, создать заголовок нового документа, а затем в поле «заказ» подтянуть данные из счета на оплату услуг. Добавить данные из акта в ранее сформированную счет-фактуру можно только из реестра актов, по кнопке «Фактура»-«Формирование счета-фактуры по номеру», или клавишами Alt-J. Счету-фактуре будут соответствовать две записи в книгу продаж.

   В примере присутствует также одна операция оптовой реализации за наличные 06.03.2012. Законность использования наличной выручки на выплату зарплаты в данном случае не обсуждается. Компьютерная система, по мнению автора, должна обеспечивать эффективные технологии учета, в том числе и тогда, когда некоторые операции делаются с нарушением нормативных актов.

   Динамику взаиморасчетов с партнерами удобно просматривать в модуле «Расчеты с партнерами» - «Картотека расчетов». При этом из карточки взаиморасчетов с партнером можно просматривать все документы, касающиеся взаиморасчетов, а также порождаемые ими счета-фактуры и записи в книги покупок и продаж.

   Материальный учет на предприятии организован предельно просто. Имеются три группы ТМЦ: «Товары», «Материалы» и «ГСМ», которые учитываются соответственно на счетах 411, 1006 и 1003. Способ хранения – сортовой, метод учета – по фактическим ценам. Особенности применяемой схемы наглядно проявляются только на примере учета топлива для единственного автомобиля, которым владеет предприятие.

   Считается, что к эксплуатации автомобиля допущены два человека – директор и водитель. Сначала топливо закупает директор за наличные, полученные им на хозяйственные расходы. Затем заправку производит водитель по топливной карте. Списание ГСМ осуществляется ежемесячно, пропорционально пробегу, по нормам. Цены в документах списания формируются при расчете себестоимости, в соответствующих ведомостях.

   Автомобиль в этом демонстрационном примере является также единственным объектом основных средств. Ежемесячно на него начислена амортизация, рассчитанная линейным методом.

   Зарплата сотрудников также начисляется простейшим образом, хотя возможности управления системой оплаты труда в БЭСТ-5.«Мой бизнес» несравненно больше. Однако на этой простой, повторяющейся из месяца в месяц, зарплате, показан весь технологический процесс связи этого модуля с приложениями «Денежные средства» и «Расчеты с сотрудниками», а также начисления налогов и взносов во внебюджетные фонды так, как это требовалось на 01.01.2012г.

   Завершение квартального периода, в виде формирования проводок, закрывающих счета 26, 44, 90, 91, а также начисление налога на прибыль, выполнено с помощью специальной групповой операции.

   Как и в предыдущем примере, сформированы основные документы  внешней отчетности. К ним добавилась декларация по налогу на имущество.